Версия для слабовидящих: Вкл Изображения: Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

Республиканский семинар-практикум

26 февраля 2018 г. во Дворце пионеров и школьников им. А.П. Гайдара города Стерлитамак прошел республиканский семинар – практикум «Традиции и инновации в системе дополнительного образования», посвященный – 100-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей и Году добровольца (волонтера) в России.
Инициаторами и организаторами семинара – практикума выступили преподаватели кафедры психолого-педагогического образования СФ БашГУ и педагоги Дворца пионеров и школьников им. А.П. Гайдара. Обсудить достижения и проблемы дополнительного образования, поделиться своим педагогическим опытом и методическими находками собрались учёные факультета педагогики и психологии СФ БашГУ и педагоги - практики гг. Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Абзалиловского, Федоровского, Аургазинского, Гафурийского районов. Активное участие в мероприятии приняли студенты всех факультетов СФ БашГУ, представители общественных организаций, волонтерских движений, учащиеся городских и сельских школ Республики Башкортостан.

На торжественном открытии с приветственным словом к присутствующим в зале обратилась З.М. Баянова, директор МАУ ДО «Дворец пионеров и школьников им А.П. Гайдара», которая рассказала о потенциальных возможностях дополнительного образования в условиях «Дворца пионеров и школьников им А.П. Гайдара» особо подчеркнув, что «Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образования РФ, обеспечивающей все необходимые условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых компетенций, развития разносторонних способностей разных категорий детей, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
 
Истории становления системы дополнительного образования в России был посвящен доклад доцента кафедры психолого-педагогического образования Е.В. Филипенко. Осветив в выступлении основные исторические периоды развития, докладчик акцентировал внимание присутствующих на том, что за сто лет своего существования система внешкольного образования прошла сложный и неоднозначный путь, в результате которого сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы внешкольной работы. Более того, Россия сегодня одна из немногих стран в мире, в которой обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Это наше огромное преимущество, потому что во многих странах, даже развитых, такая система еще только создается.
Не менее содержательным и эмоционально насыщенным было выступление сельского учителя высшей категории Ф.Р. Габитова, преподающего химию и биологию в МБОУ СОШ № 3 Аургазинского района. В своем выступлении педагог подробно рассказал о собственном педагогическом опыте, об инновационных «находках», приемах и формах повышения познавательной активности обучающихся в условиях внешкольной и внеклассной работы, об участии детей в исследовательской, экспериментальной и поисковой деятельности, о значительных результатах, которые были достигнуты совместно с учащимися.
 
Вызвал интерес у участников семинара-практикума доклад студента факультета башкирской и тюркской филологии СФ БашГУ из Республики Кыргызстан А.З. Усенкановой. В нем выступающая рассказала не только о сложившейся в Республике системе дополнительного образования, но и о том, как на основе деятельностного и событийного подходов реализуется программа гражданско-патриотического воспитания, в которой определены три направления воспитания детей и подростков: «Моя Родина - Кыргызстан», «Я и моя семья», «Растим патриота и гражданина Кыргызстана».
 
Все выступления сопровождались интересными и содержательными презентациями, присутствующим был продемонстрирован занимательный мультфильм и документальным фильм, которые создали сами ребята. Доклады перемежались концертными номерами детей из ансамбля эстрадной песни, танцевальных и дизайнерских коллективов Дворца пионеров и школьников им. Гайдара. Под руководством канд. пед. наук, доцента Р.Р.Гильванова выступили на сцене дворца и приглашенные студенты факультета педагогики и психологии, их номера художественной самодеятельности также не оставили равнодушными никого из присутствующих в зале.
В рамках семинара-практикума педагоги Дворца пионеров и школьников им. А.П. Гайдара организовали и провели для студентов и преподавателей СФ БашГУ экскурсии по семи тематическим площадкам. Экскурсионные маршруты предусматривали посещение творческой мастерской «Детского телеканала», детского объединения «Образовательная робототехника», студии мультипликации и кино, коллектива «Рукодельница», творческой группы детей и подростков «Музыкальная фантазия», Детской экологической школы и многое другое. О работе каждого детского объединения рассказывали студентам сами педагоги – руководители, а кружковцы демонстрировали всем присутствующим свои достижения.
  
Для делегатов – учащихся учреждений дополнительного образования городов и районов РБ была организована квест – игра, которая называлась «Траектория успеха», в которой каждый участник смог продемонстрировать не только физическую подготовленность, ловкость и сноровку, но и умение логически мыслить, выполняя творческие устные и письменные задания, предусмотренные правилами игры. Победители игры были награждены почетными грамотами, а все участники – сертификатами.
Завершился семинар-практикум заседанием круглого стола, на котором педагоги обсудили актуальные вопросы системы дополнительного образования, подвели итоги, скорректировали планы будущей совместной деятельности, выразив надежду, что все учреждения дополнительного образования Республики Башкортостан должны в дальнейшем активно сотрудничать, а Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара совместно с кафедрой психолого-педагогического образования станут открытой площадкой для эффективного диалога и взаимодействия в вопросах сохранения и модернизации системы дополнительного образования детей Республики Башкортостан и России в целом.


Е.В. Филипенко, Р.Р. Гильванов, Г.Б. Аскарова, Р.Б. Сабекия

Новости кафедры психолого-педагогического образования



Стерлитамакский филиал УУНиТ